Писсарро


Писсарро
, Камиль (Pissarro, Camille) 1830, о-в Сент-Томас, Антильские о-ва — 1903, Париж. Французский живописец и график. Пейзажист, представитель импрессионизма. Общее образование получил в Париже (1842— 1847). Вернувшись на Сент-Томас, начал помогать отцу в магазине. Страстное желание стать художником привело к тому, что Писсарро бежит в Венесуэлу (1853), после чего отец наконец разрешает сыну поехать в Париж для обучения живописи (1855). На Всемирной выставке 1855 Писсарро открывает для себя Энгра, Курбе, но особенно его привлек Коро; Писсарро пользуется советами мастера. Поступает в Школу изящных искусств к А. Мельби, посещает студию Сюиса, где знакомится с Моне. Пишет пейзажи тропиков, окрестностей Парижа и др. В 1859 впервые выставляется в Салоне. Ранние работы несут следы влияния Коро и отчасти Курбе, но постепенно вырабатывается собственный стиль. Писсарро, как и других импрессионистов, интересует жизнь природы в ее движении, в ее изменениях; он с увлечением пишет берега Сены (Сена в Марли, 1871, Англия, частное собрание), отражения облаков в воде, окрестности Понтуаза, где обосновывается с 1872 до 1884 (Уаза в Понтуазе, 1873, Уильямстоун, Художественный институт Кларк), тихие селения, уходящие вдаль и манящие за собой дороги, туманную дымку над осенними полями (Дорога из Жизора в Понтуаз под снегом, 1873, Бостон, Музей изящных искусств; Красные крыши, 1877, Париж, музей Орсе; Пейзаж в Понтуазе, 1877, Лондон, Нац. галерея). Выставляясь в Салоне, Писсарро принимает участие и во всех восьми выставках импрессионистов (с 1874 по 1886). Доброжелательный и мудрый, он охотно помогал советами молодым, обладая прирожденным педагогическим даром: "Он может научить рисовать даже камни" (М. Кассат). Живописная одаренность Писсарро уникальна, он различает тончайшие оттенки разных цветов там, где обычный глаз видит лишь серое, коричневое, зеленое. Хороши и городские пейзажи мастера. В 1890-е художник подолгу живет в Дьеппе, Руане (Большой мост в Руане, 1896, Питсбург, Институт Карнеги; Мост Буальдье в Руане на закате солнца, 1896, Бирмингем, Музей). Художник раскрывает красоту старинных площадей, поэзию переулков, древних строений, окрашенных патиной времени (Церковь Сен-Жак в Дьеппе, 1901, Париж, музей Орсе). Но главная любовь Писсарро — Париж, он его певец и почитатель. Мастер сумел уловить магию, присущую великому городу, тонкую гармонию цветовых соотношений в окраске зданий, изысканную графику жалюзи и балконных решеток, таинственную прелесть огромных деревьев, придающих городскому пейзажу одухотворенность, серебристую дымку, смягчающую линии и цвета. Художник снимает комнаты в своих любимых местах на улице Сен-Лазар, Больших Бульварах и т. д. (Итальянский бульвар утром, освещенный солнцем, 1897, Вашингтон, Нац. галерея искусства; Площадь Французского Театра в Париже, Весна, 1898, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; та же площадь под дождем, 1898, Миннеаполис, Институт искусств; Оперный проезд в Париже. Эффект снега. Утро, 1898, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Пейзажи Писсарро не ярки по краскам, как правило, сдержанны по колориту. Однако живописная фактура его полотен сложна и необычайно многокрасочна; так, серый тон булыжной мостовой образуется из мазков чистого розового, голубого, синего, золотистой охры, английской красной и т. д. Поэтому серое кажется перламутровым, переливается, светится, превращая полотна мастера в подлинную драгоценность. Уже будучи зрелым, признанным мастером, Писсарро откликается на новые веяния в искусстве. В сер. 1880-х под влиянием Сёра и Синьяка увлекается "дивизионизмом" и начинает писать картины мелкими цветными точками (Остров Лакруа, Руан, Туман, 1888, Филадельфия, Музей искусств). Однако через некоторое время (1890) возвращается к прежней манере. Помимо живописи Писсарро работал в технике акварели, делал офорты, литографии, рисунки.
Лит.: Юденич И. В. Пейзажи Писсарро в Эрмитаже. Л., 1963; Камиль Писсарро. Письма. Критика. Воспоминания современников / Вступ. ст., сост. и примеч. К. Г. Богемская. М., 1974; Pissarro L. R., Venturi L. Camille Pissarro, son art, son ?uvre. Paris, 1939. Vol. 1—2; Rewald J. Camille Pissarro. Paris, 1962; Reid M. Pissarro. London, 1993.
В. Стародубова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Смотреть что такое "Писсарро" в других словарях:

  • Писсарро — (pissarro) Камиль (1830, Антильские острова – 1903, Париж), французский живописец и гравёр; пейзажист; представитель импрессионизма. Сын негоцианта, Писсарро отказался от коммерческой карьеры и против воли отца начал заниматься живописью под… …   Художественная энциклопедия

  • Писсарро — Писсарро, Камиль Писсарро, Камиль Автопортрет Дата рождения: 10 июля 1830 года Место рождения …   Википедия

  • Писсарро К. — Писсарро, Камиль Автопортрет Камиль Жакоб Писсарро (франц. Jacob Camille Pissarro, 1830 1903)  французский живописец, один из первых и наиболее последовательных представителей импрессионизма …   Википедия

  • Писсарро — (Pissarro)         Камиль Жакоб (10.7.1831, остров Сен Тома, Вест Индия, 12.11.1903, Париж), французский живописец, один из основателей Импрессионизма. Учился в Академии Сюиса (1855 61) в Париже. Испытал влияние Дж. Констебля (См. Констебль), К.… …   Большая советская энциклопедия

  • Писсарро К. — ПИССАРРÓ (Pissarro) Камиль (1830–1903), франц. живописец. Один из ведущих мастеров импрессионизма. В мягких по технике исполнения, чистых по цвету пейзажах придавал обаяние самым непритязательным мотивам, раскрывал поэзию и очарование… …   Биографический словарь

  • Писсарро, Камиль Жакоб — Писсарро, Камиль Автопортрет Камиль Жакоб Писсарро (франц. Jacob Camille Pissarro, 1830 1903)  французский живописец, один из первых и наиболее последовательных представителей импрессионизма …   Википедия

  • Писсарро Камиль — Писсарро, Камиль Автопортрет Камиль Жакоб Писсарро (франц. Jacob Camille Pissarro, 1830 1903)  французский живописец, один из первых и наиболее последовательных представителей импрессионизма …   Википедия

  • Писсарро Камиль Жакоб — Писсарро, Камиль Автопортрет Камиль Жакоб Писсарро (франц. Jacob Camille Pissarro, 1830 1903)  французский живописец, один из первых и наиболее последовательных представителей импрессионизма …   Википедия

  • Писсарро Камиль —         (Pissarro) (1830 1903), французский живописец. Пейзажист. Представитель импрессионизма. Посещал академию Сюиса (1855 61) в Париже. Испытал влияние К. Коро, Ж. Ф. Милле. Писсарро мастер сельского пейзажа, раскрывал поэзию и очарование… …   Художественная энциклопедия

  • Писсарро Камиль — (Pissarro) (1830 1903), французский живописец. Один из ведущих мастеров импрессионизма. В мягких по технике исполнения, чистых по цвету пейзажах придавал обаяние самым непритязательным мотивам, раскрывал поэзию и очарование природы Франции… …   Энциклопедический словарь

Книги

  • Писсарро. Париж, . Писсарро был одним из наиболее последовательных представителей импрессионизма во французском искусстве. Его картины с окрестностями Парижа отличает лиризм, ясность и неизменный интерес к… Подробнее  Купить за 1306 руб
  • Писсарро Париж, Жукова Л. (ред.). Писсарро был одним из наиболее последовательных представителей импрессионизма во французском искусстве. Его картины с окрестностями Парижа отличает лиризм, ясность и неизменный интерес к… Подробнее  Купить за 1103 руб
  • Писсарро. Париж, Астахова Н.В.. Писсарро был одним из наиболее последовательных представителей импрессионизма во французском искусстве. Его картины с окрестностями Парижа отличает лиризм, ясность и неизменный интерес к… Подробнее  Купить за 1075 руб
Другие книги по запросу «Писсарро» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.